Судан и все про него
Судан занимает 1 886 068 км? в Северо-Восточной Африке, на северо-западе омывается Ярко-красным морем. До 1956 года — совладение Египта и Великобритании.
Формальный язык — аравийский. Огромная часть территории Судана — плоскогорье Дарфур (высочайшая точка — возвышенность Марра, 3088 м) и Кордофан, на севере — возвышенность Центральноафриканской возвышенности (возвышенность Киньети, 3187 м — высочайшая точка страны), на западе — возвышенность Зулусского нагорья. В большой тектонической впадине в западной части страны с севера на юг протекает ключевая речка Судана — Нил, водоему которого принадлежат все более и более тонкие речки — Бахр-эль-Джебель, Лазурной Нил, Собат и прочие.
Климат страны переходный от экваториального муссонного на севере к знойному безлюдному на юге. На протяжении всего года придерживаются повышенные температуры: летом более 20-30 °C, в зимнюю пору — не менее 15-19 °C. Осадков на юге совершенно недостаточно — менее 200 миллиметров ежегодно с крайне долгим высохшим временем. Север не менее увлажнен (500-1400 миллиметров осадков ежегодно), при этом сухой год не превосходит 2-ух лет (главные ливни выпадают с июня по ноябрь).
Как следствие разнородна флора: весь север Судана обработан высокотравной саванной (высота трав достигает 3 м) с рощами всевозможных деревьев, и в том числе с дорогой древесной породой, а по равнинам речек встречаются влажные галерейные бора. Возвышенность Зулусского нагорья и Центральноафриканского плоскогорье покрыты знойными высокими лесами, на одном кв. м. которых встречаются тысячи видов деревьев.
Примерно Судане, с его не менее высохшим климатом, распространена обычная злаковая саванна с раскиданными по ней акациями, тамариндами и большими баобабами (протяженность окружности определенных стволов достигает 45 м).
К югу обычная саванна заменяется опустыненной саванной с необычным покровом из низких злаков и колющимися акациями. На юге страны расположилась Ливийская пустошь, накрытая не имеющими растительности песочными барханами. Низкие бора встречаются на юге только на высоких откосах у берега Алого моря.
Животный мир Судана — это в основном жители саванн: остались табуна слонов, антилопы орикс, газели, жирафы, львы, леопарды, по рекам — гиппопотамы, крокодилы. Богата жизнь береговых вод Алого моря.
Население Судана (более 40 млрд человек) организовывалось на миграционных маршрутах между аравийским миром и Главной Африкой, что установило неприятность народного состава: более половины населения — арабы, в равнине Нила проживают нубийцы, на севере страны — черные люди нуэр, шиллук и другие. нилотской языковый компании, у восточных пределов — азанде, мади и прочие люди, сообщающие на языках суданской компании. Преобладающая вера, практически имеющая статус федеральной — мусульманство.
В стране действуют законы шариата, что — в купе с критериями полувоенной диктатуры и регулярными военными действиями на севере — не способствует формированию туризма. Черное население частью сохраняет тяготение классической культуре и верованиям (фетишизм родственников и т. д.), удерживаются классические промыслы: сделанная из дерева фигура, маски, свивание из зелени, орнаментированная миска.
На юге делают изысканные изделия из тисненой кожи. Столица Судана — Хартум, занимает площадь около 120 кв. км и состоит практически из 3-х населенных пунктов: Хартума, Южного Хартума и Омдурмана. В столице доминируют низкие дома, очень много парков, есть государственный музей, и музей натуральной истории при институте. Другие большие города — Порт-Судан, Вад-Медани, Эль-Обейд.
Народные дома в разных участках Судана отличаются по строительной фигуре и применяемых стройматериалах. В равнине Нила строят квадратные в плане дома из кирпича-сырца под плоской крышей, окна – незначительные, дверь производится из дерева. На побережье Алого моря дома – высотные, создаются из пунцового известняка, окна декорированы узором и уникальными сетками под наименованием «мушарабия».
Дома африканских людей северных провинций – выпуклые по фигуре, стенки строятся из соединенных прутков либо глины, крыши имеют коническую либо сфероконическую фигуру и настилаются из зелени, вход декорирован процарапанным узором арифметического характера.
Народ азанде красит колоколовидные крыши собственных хижин раковинами каури. Дома бродячих людей представляют из себя хижины из циновок либо шатры, обработанные кожами. В сегодняшних городах дома строят из кирпича и железных конструкций (существенно воздействие аравийской цивилизованной традиции, в особенности египетской).
Начало расти во время начального неолита. К данному времени относится лепная майолика т.н. Хартумской культуры, накрытая вогнутым разводом из волнообразных полос либо увенчанная пунктирными арифметическими фигурами.
Терракотовые фигуры людей и необузданных животных времени запоздалого неолита, обнаруженные на территории сегодняшнего Судана, являются наиболее начальными в равнине Нила. Во время существования Мероитского королевства (9–8 вв. до н.э. – 8–9 вв. н.э.) начала расти фигура.
Основы государственной образной школы закладывались в условиях неимения раскрученных обычаев, в связи с тем что выразительное искусство исламистских стран урезано лишь существованием каллиграфии и узора.
Знаменитые передовые живописцы – Ахмад Мухаммед Шибрайн, Ибрахим ас-Салах, Джордж Эдуард (псевдоним Омера Хейри), М.О.Бешир и Х.Аббас. Возникли первые женщины-художники (Амина Авад Борхан и другие.). Образные демонстрации проходят и в том числе в музее графики (г.Хартум).
Сделанная из дерева и керамическая фигура развита у определенных африканских людей, населяющих северные и главные периферии (бари, бонго и другие.).
Зооморфные фигуры, увенчанные вогнутым либо процарапанным узором, лаконичны и не отличаются многообразием. У народа шиллук популярны ритуальные маски, сделанные из подсушенной тыквы. Восстановление подставочного художества (потерянного в ходе исламизации Судана) стартовало во 2-й пол. 20 в. Первый квалифицированный архитектор страны – Амир Ноур (обрел образование в Англии, работает в стиле авангарда). Другие архитекторы – М.Куа, А.Хамид.
Обширно популярны дела и образные промыслы. В южных провинциях аравийские мастера осуществляют искусные работы по меди и золоту, производят объекты из ровной и тисненой кожи (седла, верблюжью и конную сбрую, бурдюки и ведра).
В северных – популярно изготовление деревянных изделий, глины, металла (бронзы, железа и меди), кости и токосъемник: круглодонные сосуды с гравированным и обманутым штриховым чертежом, ложки из рогов животных, увенчанные гравировкой, табуреты, удаленные из целостного кусочка дерева (у народа бонго), сосуды овальной формы из ярко-черной глины, увенчанные процарапанным узором (у динка), керамические трубки, сделанные из дерева яства на ножках, ножики с разветвленными лезвиями (у азанде). Отличаются многообразием плетеные изделия из зелени и покрашенной травы – циновки (применяются в роли преклоненных ковриков в домах и мечетях), яства и крышки для них, и многообразные корзинки.
Государственная беллетристика базируется на обычаях произносимого всенародного творчества (фольклор нубийцев, произносимая поэзия бедуинов, сказки людей Северного Судана), огромное воздействие на ее развитие проявила также беллетристика Египта.
Первые монументами фольклора – лироэпические сказания – датированы 10 в. н. э. Начиная с 8 в. н.э., и до 2-й пол. 19 в. беллетристика Судана (преимущественно поэзия) развивалась как часть аравийской литературы.
Наиболее существенные создания этого времени – т.н. Сеннарские хроники (рассказа о султанате Сеннар, бывшем в 16–19 вв. на территории сегодняшнего северного Судана; создателем одного из самых знаменитого видов хроник был Ахмед Катиб аш-Шун) и биографический лексикон правоверных непорочных, стихотворцев и улемов под наименованием Табакат (Передачи), написанный Мухаммедом вад Дайфаллахом аль-Джаали. Стихотворца махдистского перемещения Яхья ас-Салави полагают основателем общественно-политической лиры Судана.
Беллетристика Судана развивается преимущественно на аравийском языке (с 1970-х определенные творцы пишут собственные создания также на английском языке). Беллетристика людей, населяющих северные участки Судана начала расти после приобретения страной самостоятельности. В лиры чернокожих творцов Мухаммеда Мифтаха аль-Фейтури и Мухи ад-Дин Фариса воспроизведены неприятности отношений Севера и Юга.
Первая история в литературе Судана – Гибель мира – опубликована в 1946 году Мухаммедом Ахмедом Махджубом и Абд аль-Халимом Мухаммедом. Создатель первого романа (Год паломничества на юг, 1969 г., переброшен на русский язык в 1975 г.) – ат-Тайиб Салих.
Знаменитые суданские беллетристы – Абдалла Хамид аль-Амин, Абу Бакр Халид, ат-Тайиб Заррук, Ибрагим Харделло, Иса Хильва, Муавий Магомет Водоем (был также стихотворцем, судьей и переводчиком), Магомет Ашри, Набиль Гали, Салах Хасан Ахмед, Салах Ахмед Ибрагим, Фазелбари Ахмед, Юсеф аль-Атта и другие. Стихотворцы – Мустафа Санада, Магомет Абд аль-Хайя, Магомет Ахмед Махджуб, Тадж ас-Сир аль-Хасан, Тауфик Ахмед, Хамза аль-Малик Тунбуль, Юсуф Башир ат-Тиджани (его книга Революция (1924) является самым лучшим лирическим созданием предвоенного времени) и другие.
В 1956 году сделана Организация суданских беллетристов и Лига суданских литераторов, а в 1979 году – Альянс беллетристов Судана.
Музыка Судана имеет прежние традиции, сложилась в ходе взаимодействия нубийской, аравийской и африканских музыкальных цивилизаций. С конца 19 в. на суданскую музыкальную культуру огромное воздействие производил Египет.
Игра на музыкальных приборах, песни и танцы плотно сплетены с ежедневной жизнью людей Судана. Различается многообразием музыкальный инструментарий: орган, бухса (шумовой аппарат из подсушенной тыквы, заполненной малыми камешками либо семечками), зумбара (скрипка), гарин и пенах (духовые), нуггара (литавры), многообразные барабаны (дингир, долюка, табл, бубен и другие.) и струнные – дарбука, удочка, ум-кики, гитара, проход (популярны его вариации: у нубийцев – «кисир», у людей восточных провинций – «бене-бене», западных – «бангия», северных – «том»). Элементом для производства музыкальных инструментов предназначаются глина, дерево, сплав, убиквист, тыквы и токосъемник животных. Песенные жанры не менее развиты у людей северного Судана.
В восточных провинциях абсолютное большинство песен прочно сопряжено с танцами – джаррари, мардум, хасис (они все отображают уклад жизни кочевников-скотоводов), камбала (танец, проводящий порядок инициации). Отличаются своеобычием мужской (арда) и женский («голубь») танцы людей центральных провинций, и танец шаманки под наименованием «мошемба», популярный на западе страны.
Знаменитые суданские артисты прошлого – Ибрагим аль-Кашиф, Карома, Сарор, Халил Фарах. Композиторы – И. аль-Кашиф, А.Марджан, А.Шурахбиль и другие. Существенную роль в сохранении музыкальной традиции людей Судана играет государственное вещание. Передовые артисты – Абд аль-Карим аль-Кабли, Ахмед аль-Джабри, Зейдан Ибрагим, Магомет Абд аль-Амин, Магомет Варди, Магомет Миргани, Салах Мустафа, Хамад Раих, Хасан Атыя. Особенной известностью пользуется исполнитель Салах бен Вадие (работает в Факультете музыки и драмы, сделанном в г. Хартум в 1969 г.).
Детали кинотеатра находятся в классических обычаях и обрядах населяющих Судан людей. Одной из фигур всенародного кинотеатра считается творчество гриотов – касты кочевых актеров-сказителей, артистов и артистов (популярны также в странах Восточной Африки). Зарождение сегодняшнего кинотеатра датируется 2-й половиной 20 столетия.
В древности существенную часть территории сегодняшнего Судана (имевшего наименование Куш, а позже — Нубия) заселяли семито-хамитские и агавские касты, схожие старинным египтянам. Нубийцы вели торговлю с старинным Египтом и подверглись спекулянтским набегам с его стороны.
Внуки нубийцев до сегодняшнего дня населяют равнину Нила в Судане и примыкающем Египте (севернее Асуана). С севера сюда также просачивались черные касты (нилоты) — сейчас живут в бассейне высшего и среднего Нила в Судане, и в соседних с Суданом участках Уганды, Кении, Танзании, Конго, Эфиопии, Египта.
К VII веку н. э. Судан представлял собой незначительные автономные католические царства (Алоа, Мукурра, Нобатия) и владения. В 640-х гг. с юга, из Египта, начало просачиваться аравийское воздействие. Территория между Нилом и Ярко-красным морем была богата золотом и изумрудами, и сюда стали просачиваться аравийские золотоискатели. Арабы принесли с собой мусульманство. Аравийское воздействие распространилось преимущественно на юг и восток Судана.
В 1819-1838 годов. Египет завоевал области Донгола, Бербер, Кассала, Сеннар и Кордофан. В соответствии с фирманом Повышенной Шлюзы в 1841 году управление данными управленческими единицами, представленные «Египетский Судан», было отдано вице-королю Египта , так что Судан зашел в состав Турецкой империи, однако практически стал владением Египта.
Движению дальше на север помешали знойные болота. В течение большей части XIX столетия Египет претендовал на контроль над всей территорией сегодняшнего Судана, однако действительно север страны оставался местом, которое заселяли автономные касты, подвергавшиеся нередким набегам работорговцев.
Во 2-й половине XIX столетия в Судане припустило воздействие Великобритании. Генерал-губернатором Судана стал британец.
Суровая эксплуатация и государственное подавление привели к появлению производительного всенародного перемещения неповиновения с верующей тенденцией. Верующий лидер Магомет сын Абдалла, продекларировавший себя в 1881 г. «Махди» (мессией) и предпринял попытку соединить касты восточного и главного Судана против британцев и османцев. Волнение закончилось взятием Хартума в 1885 г. и изгнанием из страны европейских, турецких и египетских госслужащих.
Вождь восстания скоро погиб, однако сделанное им правительство, возглавляемое Абдаллахом сын аль-Саидом, додержалось еще два десятка лет, и только в 1898 г. волнение было задушено англо-египетскими армиями. 19 февраля 1899 г. Англия и Египет подписали соглашение об установлении общего управления в Судане (англо-египетский кондоминиум) – к югу от 22 параллели. Однако в данном контракте не были хорошо очерчены контуры отношений между 2-мя правительствами.
Во-вторых, он не давал левого основания для продолжения английского присутствия в Судане – британцы управляли там от имени хедива. Высшее боевое и штатское управление в Судане было отдано генерал-губернатору – генералу, которого предназначал и посылал в отставку хедив с согласия английского правительства.
В каждую суданскую периферию был назначен мэр (мудир), 2 инспектора и несколько обходных комиссаров. на все эти посты были назначены английские генералы, прикомандированные к египетской армии, однако потом (с 1901 г.) в страну стали приходить штатские депутаты. Госслужащими среднего звена стали египтяне, а нижнего – представители регионального суданского населения.
Сначала английская администрация управляла достаточно свободно, однако в 1910 г. при генерал-губернаторе был основан Аккуратный совет, согласие которого требовалось во всех законодательных и экономных вопросах. В него заходили генерал-инспектор, штатский, судейский и экономический секретари еще 2-4 английских депутата, установленных генерал-губернатором.
Английская администрация для закрепления собственной власти, например, награждала народный и общественно-политический сепаратизм населения суданского севера, придерживающегося классических верований и исповедующих православие. Так что закладывались предпосылки для грядущих народных и верующих столкновений.
В самом начале Первой мировой войны итальянская армия, работающая с территории Абиссинии, заняла часть территории Судана, однако в 1941 г. итальянцы были обязаны уйти, а Судан стал значительной основой английских ВС в Африке. Армейские части, взятые из регионального населения, принимали участие в военных действиях в Эритрее, Египте, Ливии, Тунисе.
Активное участие в битве имело позитивные последствия для Судана — рост государственной индустрии, активизация общественно-политической жизни, возникновение общественно-политических партий, ужесточение желаний к самостоятельности.
Египет после революции 1952 г. объявил право суданского народа на самоопределение. В 1955 г. суданский конгресс назначил независимость страны, и в том же году британские и египетские войска были выведены из Судана.
Главное правительство в Хартуме, главные позиции в котором заняли православные, отказалось осуществить обязательства об образовании федеративного страны, что привело к бунту офицеров-южан и штатской битве, длившейся с 1955 по 1972 годов.
Страна за этот период времени испытала несколько военнослужащих и федеральных переворотов, но режимы, сменявшие друг дружку, были неспособны совладать с неприятностями сепаратизма, народной разобщенности и финансовой отсталости. После еще одного переворота, абсолютного 30 июля 1989 года к власти пришел генерал Рак Хассан аль-Башир, сдерживающий ее и доныне.
В роли общественно-политической опоры он выбрал непопулярную тогда партию Государственный исламистский фронт, провозглашавшую курс на возведение поистине исламистского сообщества, возглавлял который знаменитый собственными фундаменталистскими взглядами Хасан Абдалла Тураби.
С начала 90-х в стране активно велся курс на исламизацию жизни, какой процесс приостановился лишь в конце 21 столетия, когда Тураби и Башир разошлись в понятиях и первый переступил в оппозицию. Башир считается вице-президентом и главой страны, премьером и главнокомандующим Войсками страны. В 2009 году ожидается провести выборы, но является практически невозможным, что это дело осуществится в жизнь.
Во наружной политике Судан соблюдал шовинистического, проарабского и происламского курса. В 1956 г. Судан поддерживал Египет во время Суэцкого кризиса.
В процессе арабо-израильской битвы 1967 г. Судан объявил войну Израилю и отправил армейские части в помощь Египту. После прихода к власти в стране Башира Судан исповедует прагматичную политику, однако клонится к партнерству с конкретным исламом и реакционными аравийскими режимами. Интересное из жизни на сайте 7ooo.ru. В 1991 г. по приглашению завещанного лидера исламистских фундаменталистов Судана, Тураби в страну пришел саудовский состоятельный человек Осама Бен Ладен — начальник интернациональной террористической организации «Аль-Каида». Осама Бен Ладен управлял совершением определенных из собственных первых террористических актов с территории страны. В 1996 г. он был принужден оставить Судан и перевести собственную организацию в Афганистан.
Подписание в 1972 г. Аддис-Абебского договора привело к остановке штатской битвы между конфликтующими Нюгом и Югом и оказанием Югу некоторой автономии в вопросах внешнего управления. Безмолвие продлилось приблизительно двадцать лет, затем оснащенный инцидент восстановила Народная армия избавления Судана.
Предлогом для этого стала политика исламизации страны, в рамках которой в 1983 г. давешний вице-президент Джафар Нимейри поделил северную периферию Экватория на 3 некоторые периферии, а в криминальное законодательство страны были введены определенные виды санкций, предположенных общепризнанными мерками шариата (такие, как затыкание камнями, общественная взбучка и отделение рук).
По североамериканским анализам, за 2 десятилетия, прошедшие со времени восстановления оснащенного инцидента на севере Судана, государственные войска убили около 2-ух млн спокойных граждан. В итоге повторяющихся засух, голода, нехватки топлива, расширяющегося оснащенного противоборства на севере страны, нарушения гражданского права, не менее 4 млн южан были обязаны оставить собственные дома и уходить в города либо в примыкающие страны — Эфиопию, Кению, Уганду, Египет.
Беженцы лишены возможности заниматься аграрным хозяйством либо другим стилем зарабатывать себе на жизнь, страдают от недоедания и ошибочного питания, лишены доступа к формированию и здравоохранению. Многовековая штатская битва привела к возникновению так именуемого «потерянного поколения».
Спокойные переговоры между бунтовщиками Севера и правительством в 2003-2004 годов. дали осязаемые итоги, однако вооруженные столкновения в ряде северных участков продолжаются.
Стороны условились, что по достижении заключительной миролюбивой договоренности Северный Судан будет пользоваться автономией 6 лет, затем вопрос о самостоятельности данной территории будет вынесен на референдум. На протяжении этого времени прибыли от добычи нефти будут поровну делиться между правительством и бунтовщиками. Созерцатели, но, устанавливают под колебание дееспособность и стремление правительства осуществить собственные обещания.