Как и где странствовать на байдарке

Маломерные суда возникли не менее 4 миллионов лет тому назад и всегда применялись для рыбной ловли и океанской охоты. В наши дни сплавы на байдарках, каяках, каноэ и т.д трансформировались в спорт, освоить которым может любой.

Поразительный факт, однако у разных людей в разное время возникают суда, очень похожие по системе. Попробуйте сопоставить чукотскую и эскимосскую байдарку, каноэ североамериканских краснокожих, австралийский торговец и коракл коренастых граждан Уэльса и Ирландии.

Повсюду находится твердый сделанный из дерева скелет, обшитый эластичной и крепкой оболочкой (кожами животных либо кожурой деревьев). Прикрепляли систему зависимо от региона-производителя китовый ус, или жилы животных, герметиком служила смола и китовый жир. Это почти все, что мы знаем о давних маломерных судах. Из древности до наших дней дошли также мнения «юбка», в которую видоизменилась воздухонепроницаемая пробка для люка и «эскимосский переворот» — элемент техники выживания при перевороте байдарки.

Одним из основателей сегодняшнего земного туризма на байдарках стал шотландец Джон МакГрегор. Он является создателем дизайна сегодняшнего каноэ. Протяженность его каноэ «Роб Рой» (этим названием британского бандита именовали самого МакГрегора) была 4,5 метра, длина 0,7 метра. Тянуло каноэ 36 кг.

В 1866 году Джон «Роб Рой» МакГрегор обнародовал книгу «Тысячу миль в каноэ „Роб Рой“, где распространял байдарочный спорт. «Пешим ходом, — сообщал турист, — вы не можете заметить моря и речки, при ходьбе под парусами, вы обязаны придерживаться фарватера, и вам будут недосягаемы мелководья. Когда вы сплавляетесь на каноэ, можно пройти повсюду. По реке вы будете плыть на нем, по земле – тянуть до примыкающего водоема».

Теорию «всепроходимости» каноэ МакГрегор подтверждал всю собственную жизнь. «Тысяча миль» — это весьма умеренная цифра для человека, который прошел очень многие речки и моря Главной Европы, и Варяжское море, Алое море и Суэцкий канал.

В РФ гребной спорт появился в середине XIX столетия. Наши лодки были только в некоторой степени похожи на байдарки. «Байдарочным» в них было, наверное, лишь весло, которым гребли, сидя на возвышении.

Сейчас, по данным из энциклопедии «Кругосвет» есть несколько видов судов для спортивного сплава. Байдарка — судно с байдарочным видом гребли (двухлопастным веслом, поочередно с 2-ух сторон судна), представляет из себя длинную тесную лодку (габариты 2-местной байдарки – приблизительно 4,5 м в ширину и 0,8 м в высоту).

Гребцы находятся в байдарке, сидя 1 за иным, их ступни и колени укрепляются в упорах для обеспечения предельно действенного управления судном.

Байдарки для спортивного сплава целиком перекрыты снизу, что дает возможность избежать заливания лодки жидкостью при прохождении производительных осложнений.

Для обеспечения абсолютной плотности применяются так именуемые «юбки» из неопрена (ноздреватой резины), крепко обливающие талию гребца, которые фиксируют на палубе судна поверху места посадки. Абсолютное большинство байдарок, применяемых при сплаве, разборочные, каркасно-надувные.

Каяк — одноместная байдарка. Каяки значительно меньше по габаритам, протяженность каяков для занятий фристайлом вполне может быть менее 2 м.

В отличии от байдарок, абсолютное большинство каяков для спортивного сплава полиэтиленовые, а в гребном слаломе каяки лишь из композитных материалов. Передовые каяки – малогабаритные, крепкие лодки как правило ослепительной раскраски (прежде всего из суждений оперативного обнаружения при вероятных спасательных и поисковых работах).

Как и в байдарках, плотность внешнего размера лодки (кокпита) гарантируется использованием неопреновой юбки. Твердая, прочная высадка гребца гарантирует предельную маневренность судном при сплаве.

Так как данный вид сплавных судов владеет прекрасными ходовыми свойствами и неуязвимостью при контактах с осложнениями (благодаря долговечному полиэтиленовому каркасу), каяки применяют для прохождения наиболее трудных и опасных осложнений.

Каноэ — судно с канойным видом гребли (однолопастным веслом с одной стороны каркаса лодки). Во всех спортивных каноэ гребцы стоят на коленях, для обеспечения жесткости посадки и абсолютной маневренности судна пристегиваются ремнями, идущими через среднюю часть ноги. Плотность судна гарантируется использованием юбки. Передовые сплавные и слаломные каноэ по собственным обводам и габаритам почти не отличаются от байдарок.

Катамаран — (от тамильского «каттумарам», практически – «связанные бревна»), судно с канойным видом гребли. Сегодняшнее значение этого термина – любое двухкорпусное судно.

Катамараны, использующиеся в спортивном сплаве, представляют из себя 2 масштабных (до 5 куб. м) надувных поплавка, удостоверенных между собой деревянной либо железной рамой и оснащенных особыми посадочными местами, позволяющими гребцам твердо закрепляться на судне. Протяженность сегодняшних сплавных катамаранов доходит до 6 м при 2,5–3 м в высоту.

Рафт это судно с канойным видом гребли, надувная лодка существенных размеров (4–7 м в ширину). Гребцы в рафте находятся, сидя на борту. Есть рафты с распашным видом гребли, на них установлена твердая станина с уключинами для весел, и катамараны, оснащенные подобным стилем, их называют катарафтами.

Автономный тип маломерного судна для сплава — «Бублик», представляющий собой 2 больших (внешний размер до 3 м) поплавка с незначительным утолщением в нижней части, стоящих на ребре и размещенных на концах совместной долевой рамки протяженностью 3–4 м.

Внутри поплавков на утолщенных посадочных местах находятся гребцы, по одному на указатель. Такие суда применяются для прохождения наиболее трудных и опасных участков производительных крутопадающих речек, Но спортивность сплава на «бублике» кажется очень неоднозначной в силу сравнительно низкой функции экипажа при прохождении осложнений, которая объединяется почти лишь к зачаливанию судна на смирном отделе речки.

Еще 10-20 лет тому назад спортивные сплавы были уделом немногих занимающихся в клубах путешественников. В настоящее время суждение сплава стало не менее доступным, вышло суждение туристического сплава. Любой, кто захочет, может отыскать маршрут выходного дня, сопряженный с речным странствием. Как правило туристам-новичкам могут предложить маршруты по рекам 1-3 категории проблемы. Всего же групп сплавов, по общероссийской систематизации, есть 6.

1 категория. Это сплав по размеренной реке с незначительными стремнинами и валами. Снижение в воду поворачивается хорошим плаванием. Опасность для снаряжения может представлять не своевременно подвернувшаяся неожиданная мель, корча либо камень. К рекам первой категории проблемы можно отнести абсолютное большинство участков всех полевых речек – Волги, Оки, Чусовой и т.д). Но во время осеннего водополья определенные отделы полевых речек из первой категории могут пройти во вторую.

2 категория. Это речки с откровенными порогами, обширными сравнительно безопасными ходами. При падении за борт можно потерять малые вещи, поцарапаться о камни. От ударов о подводные камни на ладье могут выйти помятости и глубочайшие царапинки. К рекам 2-й категории относятся, к примеру, такие, как: Мста, Восточная Двина, Северный Буг, Вишера, Сосьва.

3 категория. Эти речки характеризуются случайными валами и вспененной жидкостью. Свалиться за борт тут без проблем, выплыть на край не так просто. Лодка после такого похода вполне может быть основательно расцарапана, а снаряжение невозвратно утеряно. Речки 3-ей категории: Охта, Чирка-Кемь, Большой Зеленчук, Кура, Елена.

4 категория. Это прохладные высокие речки с производительными, а прогнозируемыми порогами, которые требуют правильности лавирования. Лодка тут застревает в центре порога, очень многие вещи при падении уносит невозвратно, а за спасконец непросто уцепиться. Речки данной категории проблемы: Катунь, Кокса, Чувствуя, Абакан, Алдан.

5 категория. Это неконтролируемая неуправляемая природа. От сплавщика здесь туже недостаточно, что находится в зависимости, пороги тут имеют длина км и не менее. Если вы перевернетесь, то без травм и переломов не справиться, а рваную «в хлам» лодку надо будет ремонтировать трое дней. К рекам 5-ой категории относятся такие, как: Курейка, Аян, Котуй, Зун-Мурин, Утулик.

6 категория. Это категория только для специалистов сплавов. Без дополнительной долголетней подготовки по этим рекам идти запрещено. При падении за борт можно пропасть, разлетевшись о камни. 6-я категория речек: Андийское Койсу, Ингури, Карагем, Аргунь, Зеравшан. Больше про прогулки на байдарках в Раздорской читайте на сайте don-kayak.ru.

Сплавляемся с превеликим удовольствием. Так вот, если вы не квалифицированный турист-экстремал, и вашей задачей не считается геройская смерть в бурных водах, вам вполне подойдет сплав на байдарках по рекам 1 и 2 категории. Прежде всего это прогулки на байдарках по отличной полевой реке Волге.

Оставить комментарий